Электронные деньги (electronic money) или электронные методы платежа (new electronic payments methods) - это различные платёжные механизмы, созданные для текущих расчётов между производителями, продавцами и потребителями товаров и услуг.
В настоящей статье рассматриваются основные особенности электронных методов платежа, классифицируются их разновидности и исследуются основные принципы функционирования ряда электронных платёжных систем. Одновременно подвергаются анализу факторы, которые способны повлиять на решения хозяйствующих субъектов по поводу использования электронных методов платежа в экономически развитых странах, а также в России.
Первым этапом развития электронных денег (1960-80-е гг.) стало внедрение в обращение магнитных кредитных и дебетовых карт (credit cards и debit cards), а также широкое использование электронной системы платежей (electronic funds transfer).
Вторым этапом (1990-2000-е гг.) стало внедрение в обращение смарт-карт или "карт с хранимой суммой" (smart cards или stored-value cards). В настоящее время большинство западных исследователей рассматривает смарт-карты в качестве одного из элементов электронных денег. В то же время, смарт-карты являются одним из инструментов электронных денег, так называемым, "продуктом-ключом".
На протяжении этих этапов, магнитные карты и смарт-карты не заменили наличных денег, а лишь дали их обладателям возможность более эффективно распоряжаться своими счетами в банках. Несмотря на то, что современные системы безналичных расчётов с помощью карт обладают массой очевидных преимуществ (снижение издержек обращения, безопасность, удобство использования, дополнительные льготы и т.д.), наличные деньги окончательно не исчезают из оборота и, более того, в последние годы не наблюдается тенденции к сокращению их доли в мировом обороте (на долю наличных денег сейчас приходится около 10-20 % от размера общей денежной массы). Так происходит потому, что наличные расчёты, со своей стороны, обладают рядом положительных, с точки зрения плательщика, свойств: во-первых, возможностью безусловного и неограниченного распоряжения своими средствами, во-вторых, большей, по сравнению с системами электронных расчётов, оперативностью, в-третьих, что особенно важно, анонимностью. Поэтому основной смысл внедрения в обращение электронных денег заключается в совмещении преимуществ наличного и электронного оборота денежной массы.
Третий этап развития электронной денежной формы (2000-2010-е гг.) характеризуется появлением новых видов электронных денег "сетевых денег" (network money), которые позволяют осуществлять платежи в режиме реального времени или "он-лайн" в компьютерных сетях. Эти платежи становятся возможными благодаря специально разработанному программному обеспечению.
Сущность современных изменений денежной формы состоит в том, что происходит дальнейшая эволюция методов авторизованного перевода средств с одного счёта на другой. В XIII веке, когда покупатель хотел заплатить продавцу путём депозитного трансферта, он должен был один (или вместе с продавцом) встретиться лично с банкиром, чтобы устно санкционировать перевод средств. Бумажные чеки, снабжённые письменным приказом (подписью) появились в ХIV веке и получили широкое распространение лишь в XVII веке. Телеграфные приказы о немедленном переводе денежных средств с одного счёта на другой, т.е. приказы отдаваемые дистанционно и без использования бумажных документов, появились и получили широкое распространение во второй половине XX в., превратившись впоследствии в "электронный телеграф". Электронные переводы денежных средств (еlectronic funds transfer), получившие широкое распространение в 70-е гг., позволили индивидуальным пользователям получать доступ к платёжной системе для того, чтобы с помощью дебетовой карты или персонального компьютера совершать платежи. Они являются не чем иным как использованием телеграфных переводов на уровне розничных транзакций.
Электронные деньги являются следующей ступенью развития денег как средства платежа. При транзакциях с их использованием информация об объёме денежных средств в закодированном виде может быть записана на смарт-карту со встроенным микропроцессором или храниться на жёстком диске компьютера. Как и дорожные чеки, "сетевые деньги" являются обязательством банка или другого финансового института, которое не связано с каким-либо конкретным счётом. Один держатель карты может осуществить платёж другому (без вовлечения в этот процесс банка) путём помещения обеих карт в "электронный бумажник", который списывает средства с одной карты и записывает их на другую карту в том же количестве. Переводы "сетевых денег" также могут быть сделаны с рабочего места по электронной почте (e-mail). Средства, размещённые на смарт-карте, можно пополнять с помощью помещения такой карты в банкомат ATM (средства, размещённые на жёстком диске компьютера, могут пополняться посредством связи с банком в режиме "он-лайн") и перевода средств со своего счёта, размещённого в банке или другом финансовом институте на смарт-карту (жёсткий диск). Наподобие банкнот и монет ЦБ, "сетевые деньги" исполняют роль посредника. В ходе транзакций денежных средств, осуществляемой с помощью использования "сетевых денег" (в отличие от транзакций с использованием магнитных кредитных и дебетовых карт), персональная информация об инициаторе расчётов никому не предоставляется, т.е. достигается их анонимность. Следует обратить особое внимание на то, что в транзакциях с использованием "сетевых денег" роль финансовых посредников в лице банков или небанковских институтов сведена к минимуму.
Эволюция современных денежных форм сталкивается с экономической и технологической неопределённостью, которая стоит перед новыми электронными методами платежа. Никто не знает, каков будет спрос на электронные деньги со стороны потребителей и торговых точек. Кроме того, способность электронных денег замещать валюту ЦБ в качестве средства платежа за потребительские товары, а также способность свободно перемещаться через национальные границы, поднимает проблему экономической безопасности. Есть основания полагать, что в случае активной эмиссии электронных денег Центральные банки могут потерять контроль над денежными агрегатами, а поэтому могут нарушиться равновесие на денежном рынке и значительно измениться обменные курсы валют, что потенциально чревато угрозой финансового кризиса. Следует отметить, что новейшие платёжные методы направлены в первую очередь на замещение традиционных, платежей наличными, чеками, а также кредитными и дебетовыми карточками. В этой связи важно определить, какие именно факторы оказывают наибольшее влияние на решения хозяйствующих субъектов об использовании электронных методов платежа.
Очевидно, что в будущем для успешной работы электронные методы платежа должны обеспечивать дополнительные выгоды главным субъектам экономических взаимоотношений: потребителям, торговым точкам, банкам и операторам электронных финансовых сетей. Эти выгоды могут быть одномоментными и непосредственными. Так, новые платёжные методы могут быть более удобными или более дешёвыми в использовании. С другой стороны выгоды могут быть долгосрочными или стратегическими. Например, фирмы могут использовать внедрение новых платёжных систем как часть общей маркетинговой стратегии по внедрению новых технологий для стимулирования продаж, даже если их использование не будет иметь серьёзного финансового значения.
С учётом сказанного выше, можно выделить следующие факторы влияющие на решение потребителей:
Все покупатели – бизнесмены и домашние хозяйства - ожидают, что электронные системы платежа будут не только сокращать их издержки, но и будут удобными. Однако новые платёжные методы вряд ли смогут повлиять на объёмы расходов домашних хозяйств. Если больший объём торговли будет вестись с использованием электронных платежей, то уменьшится объём расчётов с использованием традиционных методов платежа, таких как платежи наличными, чеками, кредитными и дебетовыми картами. Даже, если новые электронные платёжными методы будут основываться на кредите, то и тогда сектор домашних хозяйств, не станет увеличивать свою задолженность, особенно по существующим процентным ставкам. В случае расчётов между бизнесменами ситуация несколько отличается. Если электронные платёжные системы окажутся более дешёвыми или более удобными в использовании, чем традиционные системы, то бизнесмены смогут увеличить объём оборотных средств и посредством этого расходовать больше, что приведёт к увеличению их совокупного дохода.
Все пользователи новых электронных платёжных систем столкнуться с теми же проблемами, что и пользователи традиционных финансовых услуг - необходимостью обеспечения безопасности и конфиденциальности. В случае со смарт-картами, подавляющее большинство финансовых институтов, планирующих выпускать карты, являются банками, входящими в крупнейшие карточные ассоциации. Следовательно, за смарт-картами или номерами электронных счетов клиента стоят активы банков входящих в такую ассоциацию. Но обладают ли денежные средства, которые стоят за этими картами защитой, адекватной защите сберегательных и чековых счетов застрахованных, например, в США Федеральной страховой корпорацией (FDIC)? По всей видимости, нет, поскольку в США на такие счета обязательное федеральное страхование не распространяется.
Мошенничество, существующее в традиционной финансовой системе, вероятно, будет существовать в предлагаемых системах будущего. Задача, которую необходимо решить, состоит в том, чтобы минимизировать его распространение. Вопрос обеспечения безопасности и конфиденциальности расчётов с использованием электронных денег может быть эффективно решён посредством разработки специального законодательства и выработки единых стандартов осуществления безопасных расчётов.
На решение торговой точки по поводу использования электронных методов платежа влияют следующие факторы:
Каждая торговая точка может ожидать, что существует значительное число потребителей, которые не могут сделать покупку только из-за того, что она не работает с конкретной платёжной системой. В случае если достаточно большое число потребителей используют конкретную платёжную систему, конкуренция может побудить торговую точку к капиталовложениям необходимым для установления оборудования данной платёжной системы. Так, мысль о возможных потерях потребителей, которые не используют в своих расчётах наличные, привела к тому, что многие операторы автоматов по продажам мелких предметов в США стали устанавливать специальные устройства принимающие бумажные купюры. Главное, чтобы возросшая прибыль от дополнительных продаж перекрывала возросшие расходы, возникающие при вводе новых методов платежа.
Дополнительные продажи являются не единственным преимуществом электронных платёжных механизмов, они могут повлиять и на сокращение издержек. Например, управление наличными является дорогим, медленным и не безопасным процессом. Системы, которые позволят сократить использование наличных денег, смогут сократить издержки обращения, хотя они наверняка увеличат капитальные издержки. От того, позволят ли новые формы платежа сократить суммарный объём издержек в течение краткосрочного периода, будет зависеть желание торговых точек их использовать.
Внедрение кредитных карт приводит к появлению дополнительных обязательств, рисков и издержек. Например, продажи, осуществлённые по кредитной карте, могут быть оспорены уже после того, как транзакция была осуществлена. Поэтому для работы с новыми электронными платёжными методами, торговые точки и эмитенты карт должны будут заключить новые контракты, в которых будут прописаны права, обязательства и риски торговых точек и эмитентов электронных денег. Принятие торговой точкой новой системы расчётов будет зависеть от условий таких контрактов (доходности и рисков). Поскольку федеральные правила не регламентируют банку или торговой точке, какой уровень дисконта они могут назначать или какими должны быть условия платежа, постольку конкретные условия контракта являются важными факторами в определение успеха новых методов платежа.
Можно выделить следующие факторы, влияющие на решение банков по поводу использования электронных методов платежа:
В настоящий момент банки находятся под жёстким конкурентным давлением со стороны других финансовых институтов. Ещё пятьдесят лет назад банковский бизнес использовал около 70 % финансовых активов мира. Сегодня банки контролируют только 30 % таких активов. Два десятилетия назад, специальные фонды денежного рынка убедили потребителей переместить значительную часть средств со своих сберегательных счетов из банков в эти фонды. Банки обоснованно боятся, что если они не будут способны предлагать электронные платёжные услуги, то это сделают другие институты. Таким образом, банки станут маргинальными институтами с высокой себестоимостью операций и низкой прибыльностью. Однако банки не только имеют побудительный мотив предлагать всё более широкий спектр финансовых услуг, но и имеют для этого все возможности. Сегодня банки вовлечены в большую часть финансовых транзакций с использованием новых платёжных методов (обменивают чеки, эмитируют кредитные и дебетовые карты, и т. д.). Банкам выгодно увеличивать в своём обороте долю безналичных и электронных средств обмена и уменьшать долю наличных, т.к. именно на обороте первых они зарабатывают основную прибыль. Так как бизнесмены и правительственные организации обычно платят чеками или другими безналичными средствами, переключение с наличных платежей на электронные средства должно произойти главным образом в секторе домашних хозяйств.
Однако переход к предоставлению банками электронных услуг, в частности, эмитированию смарт-карт, сам по себе не гарантирует прибыли. Поиск правильной структуры издержек и доходов может занять некоторое время уже после того, как смарт-карты будут введены в обращение. Например, несмотря на широкое и повсеместное использование банковских магнитных карт на всём протяжении 70-х гг. доход по таким операциям был значительно ниже, чем в других сферах банковской деятельности. Только устранение государственных ограничений на верхний предел процентной ставки за кредит и устранение ежегодных налоговых сборов на операции с магнитными картами в конце 70-х начале 80-х гг. создали благоприятные условия для того, чтобы такие операции стали более прибыльными.
Можно выделить следующие факторы, влияющие на решение операторов электронных финансовых сетей (денежных посредников) по поводу использования электронных методов платежа:
Как и правления банков, операторы электронных финансовых сетей хотят захватить возможно большую долю рынка транзакций, которые в настоящий момент осуществляются наличными. Они также действуют в условиях риска, при котором широкое использование электронных методов платежа может сократить объёмы платежей по магнитным кредитным и дебетовым картам, от операций с которыми они в настоящий момент получают прибыль. Если смарт-карты заменят наличные деньги, финансовые сети извлекут прибыль, потому что банки-эмитенты этих карт обычно платят им процент за услуги. Но если электронные системы платежа на основе "сетевых денег" только заменят кредитные или дебетовые карты, в таком случае единственный путь, при котором финансовые сети смогут извлечь прибыль, будет зависеть от того, являются ли новые платёжные методы более прибыльными, чем ранее используемые традиционные методы платежа.
Для того чтобы заменить наличные транзакции, финансовые сети должны быть очень эффективными. Транзакции наличными деньгами являются достаточно дешёвыми, а их издержки очень низкими в сравнение со стоимостью покупки. Сегодня электронные транзакции в среднем стоят около 15 центов каждая, но даже такая низкая стоимость составляет приличный процент, например, от стоимости безалкогольного напитка за 75 центов. Поэтому, чтобы осуществить вторжение на рынок и получить прибыль финансовые сети должны будут сократить издержки значительно ниже текущего уровня.
На современном этапе большинство новых электронных платёжных систем основываются на использовании смарт-карт или "сетевых денег", в основе которых лежит специальное программное обеспечение для осуществления платежей в Интернет.
Рассмотрим основные принципы функционирования электронных платёжных систем на основе смарт-карт. Существует много определений смарт-карт. Наиболее часто смарт-карты, также известные как "электронные кошельки", определяются как пластиковые карты, которые имеют встроенный микропроцессор, "заряженный" определённой денежной стоимостью (в отличие от магнитных карт, на магнитной полосе которых никакой денежной стоимости не зафиксировано). Стоимость карты снижается с каждой покупкой. Смарт-карты являются револьверными и могут использоваться для различных целей. Они не требуют авторизации в режиме реального времени для перевода стоимости. Первые две характеристики отличают смарт-карты от одноцелевых карт, предназначенных для предоплаты и широко используемых в Европе. Третья характеристика отличает их от дебетовых и кредитных магнитных карт. Смарт-карты могут содержать финансовые прикладные программы, в том числе функции кредитных и дебетовых карточек и "электронных кошельков", а также программы поощрения лояльности, функции проездного билета, водительского удостоверения и т. д. Основными преимуществами этого вида пластиковых карточек, по сравнению с карточками с магнитной полосой, является повышенная надёжность, безопасность, многофункциональные возможности, ведение на одной карточке нескольких счетов. Существенным недостатком смарт-карт является их высокая себестоимость по сравнению с карточками с магнитной полосой.
Первые смарт-карты появились во Франции в середине 70-х г. Первые проекты по организации платёжных расчётов на базе смарт-карт относятся к началу 80-х гг. Однако, между появлением карточек с микропроцессором и созданием эффективных продуктов на их основе прошло почти 20 лет, что неудивительно, поскольку банковская индустрия в таких продуктах долгое время не нуждалась. Комбинированные карточки (с магнитной полосой и микросхемой) довольно широко стали применяться в банковских сферах Франции, Германии и ряда других стран лишь в начале 90-х гг., когда ущерб от мошенничеств с магнитными картами в международных платёжных системах стал пугающе высоким. Именно поэтому в середине 90-х гг. международные "карточные" ассоциации и компании VISA, MasterCard, AmEx и другие приступили к разработке новых платёжных продуктов на основе смарт-карт.
Многосторонность и разнообразность электронных платёжных систем на основе смарт-карт такова, что нет единой схемы, которая могла бы представлять все из них.
Когда потребитель платит смарт-картой, система осуществляет перевод электронной совокупности цифр или знаков (электронной стоимости) с карты на специальный счёт торговой точки, где хранится "электронная наличность". Торговая точка периодически связывается по компьютерной сети с банком-эмитентом (он же банк клиента) и представляет электронную стоимость к оплате. Затем сеть оповещает банк клиента о необходимости оплатить соответствующую сумму банку-эквайреру и два банка производят взаиморасчёты . Банки, также как и в случае с кредитными и дебетовыми картами, удерживают определённый процент от объёма платежа (дисконт) как компенсацию за услуги, которые они оказывают.
Таблица 1 Рынок смарт-карт(млн.шт)
Как видно из табл.1, потенциальный рынок банковских и других смарт-карт с финансовыми приложениями к 2000 г. составит около 500 млн. шт., если сюда включить смарт-карты технологических и телекоммуникационных компаний, которые в настоящий момент активно эмитируют смарт-карты.